Республиканский Союз боевых искусств Казахстана

Главная Публикации Путь Воина

Путь Воина

Печать

Осенний ветер.
Летит паук на паутинке,
Знающий опору.

История человечества – это история становления военной культуры и развития воинского искусства. Мы изучаем историю по эпическим литературным памятникам древности. Илиада – описывающая военную компанию Древней Греции. Махабхарата – оживляющая картины военных баталий в Индии за полторы тысячи лет до нашей эры. В культуре любого народа звучат баллады и эпосы, предания и легенды, воспевающие подвиги давно минувших дней, победы воителей и свершения героев. В этом наследии великие воины предстают как спасители и освободители, или как жестокие и могучие, но всегда как образец человеческого духа. Многие поколения воспитывались в подражании эпическим героям. Подражание – одно из основных свойств, которые находятся в фундаменте образовательного метода. И здесь, образ воителя используется, как эталонный образец человеческой судьбы. Кроме того, в военной культуре накоплен огромный опыт, и сформировалось полноценное знание человеческого жизне-действия, во всей полноте и многогранности человеческого жизне-свершения. Ярким примером тут могут послужить боевые искусства Востока. В них Путь Воина предстаёт как искусство жизни.

 

«Любое искусство, которое не является искусством жить, я рассматриваю как болезнь».         ( Гульнара Курманова)

И при этом речь идёт о традиционном искусстве, а значит, оно является не продуктом осмысления одного человека, а плодом всего потока человеческой цивилизации. Важно отметить, что боевые искусства не противоречат другим формам искусств. И даже более того, они развиваются интегрально с другими искусствами, взаимно влияя, и обогащаясь.

Миямото Мусаси, самый знаменитый фехтовальщик за всю историю Японии, в своей «Книге пяти колец» пишет: «Нет разницы между Путём меча и Путём кисти». Этот великий воин, не знавший поражения ни в одной из более шестидесяти дуэлей, оставил после себя не только книгу по стратегии меча, но и множество картин и скульптур. Вообще в военной культуре Японии отражена неразрывная связь искусств, как единого развития искусства жизни. Неписанный кодекс Бу-си-до (который дословно переводиться – Путь Воина) определяет необходимыми для самурая, не только занятия фехтованием, верховой ездой, дзю-дзюцу (рукопашный бой), тактикой, владением копьём и стрельбой из лука, но и каллиграфией, поэзией, музыкой, этикой. В эпоху лихолетья, в кровавые времена постоянных войн, культура Японии обогатилась искусством чайной церемонии – Тя-но ю. Оставляя оружие и заботы войны у дверей тихих покоев, в неспешном и церемониальном чаепитии, самураи погружались в состояние спокойствия разума и безмятежности чувств. На примере Бу-си-до, Пути Воина традиционной Японии, явственно видно, как военная культура сплетала воедино разные направления человеческой культуры.

Поток реки оттачивает речную гальку. Поток человеческой цивилизации оттачивает собственную культуру. Из прошлого – в настоящее пролегает извилистый и одновременно прямой, как копьё, Путь Воина. И сегодня он включает в себя культуру тела, духа и действия.

Не стоит много говорить о культуре тела, достаточно вспомнить, как грациозно и чётко двигаются представители боевых искусств. Но остановимся подробней на культуре духа и культуре действия.

Решимость; концентрация; эмоциональное регулирование и позитивная свобода чувства; пластика и чистота мысли; естественность стремлений – вот некоторые из качеств и свойств, формируемых в культуре воинского духа.

Подобно кожаным ножнам для человека тело;

Душа в них – меч, и лишь душа в бою решает дело. (Джами)

Решимость первое из необходимых качеств любого Пути, потому что в своей первичной основе Путь состоит из возможности и невозможности шага, где отсутствие шага, тоже может быть шагом. Мы либо делаем, либо не делаем шаг и это основа Пути. Ничто нельзя накопить из свойств человеческого духа, не веру, не любовь, не мудрость. И только решимость может накапливаться и увеличивать подвижность человеческого духа. Для этого технологии воинского искусства используют любую форму аскезы. Это можно сравнить с плотиной, которая выстраивается на «реке жизни», с плотиной, добывающей нам энергию. Притормаживая поток «реки жизни», мы увеличиваем силу его потока. Вспомните, как в Махабхарате, Арджуна, махаратхи (что однозначно европейскому понятию – рыцарь), стоял на одной ноге на горе Меру и ел одни сухие листья. Он накопил такую решимость, что даже Индра был вынужден откликнуться на его призыв и спуститься к нему с небес. Индра дал Арджуне оружие, с помощью которого тот победил своих врагов. В этой метафоре отражено качество решимости, присущее Пути Воина.

Концентрация – следующее качество, которое развивается в культуре воинского духа. Существует множество техник развивающих концентрацию внимания на своём центре, на кончике меча, на острие стрелы и на цели, в которую выпущена эта стрела. Воин, который не может в бою сфокусировать свой взгляд на происходящем – весьма уязвим. В основе любого нашего действия, действия нашей мысли, действия нашего стремления – находится умение сконцентрировать свой взгляд. Тот, кто обладает этим, чего-то достигает в жизни. Тот, чьё видение расфокусированно, так же разлито и живёт.

Воина часто представляют «сухарём» с застывшей каменной гримасой, тотально контролирующего свои эмоции. Нет, это не воин, это манкурт, или зомбированный «мертвяк», или голливудский актёр. Характерный образ воина это самурай, который остановил своего коня и, глядя на великолепие осенних красок, произносит трёхстишье (хоку), только что прозвучавшее в нём. И в этом хоку не порыв страсти, а чётко сфокусированное и осознанное чувство. Можно привести в пример и величие чувственного образа средневекового рыцаря, и светлый образ чувственности Палладина, и глубину чувства индийского махаратхи. Тотальный сверхконтроль эмоций и чувств, совсем не одно и тоже, что осознание своей эмоционально-чувственной сферы. Природа эмоций и чувств, дыхание неразрывно связанное с эмоциями и чувствами, безграничный океан благости из которого черпают блаженные – много дорог, по которым отправляется в путешествие избравший Путь Воина. В этом путешествии ему понадобиться острое зрение. При этом зрение другого характера. Прямо в сердце берёт свой исток видение этого рода. В сердце «остывшем как пепел», такую аллегорию используют в даоских боевых искусствах. В аллегории отражается не бесчувствие, но чуткость, столь необходимая страннику, путешествующему в неизвестных странах. Иногда, порывы чувств, становятся штормовым ветром, и тогда, океан эмоций бросает кораблик нашей жизни, из стороны в сторону. Чувства рождают мысли, мысли порождают стремления – вот так мы попадаем в шторм. Но капитан боевой шхуны начеку и держит в зоне осознания корень своих поведенческих мотивов.

«Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен»  (Изречение Конфуция)

А теперь представьте, что вокруг вас кипит бой. И вам надо молниеносно принимать решение. Но в вашей голове роится клубок всяческих мыслей. Вроде этих: «…надо было сказать…», или «…и после этого я сделаю…». И тут вжик…, и ваша голова слетает с плеч вместе с клубком всяческих мыслей. Это бой, а значит, вы не можете позволить себе беспечность мысли. Путь Воина – это Путь смерти, и каждая минута проживается тщательно, так, как будто она последняя. Сознание Воина должно быть чистым, и тогда его мысль приобретает ясность, чёткость, пластичность. Для этого применяются специальные тренинги и ритуалы, которые помогают достичь состояния внутреннего безмолвия и спокойствия разума. Чтобы в чём-то разгоняться – надо уметь тормозить. Обычно, при решении какой-то жизненной задачи, наша мысль, фокусируясь, совершает поступательные движения по спирали, двигаясь к центру, где нас уже ждёт ответ. Воин не совершает «пониматийных» кругов, благодаря ясному состоянию разума и иному качеству концентрации он сразу находиться в центре. К чему постоянно читать одну и ту же инструкцию по пользованию электроприбором, вы просто берёте и включаете электроприбор.

В сегодняшнем мире  по-прежнему много насилия, которое человек, прежде всего, направляет против себя. Может быть, в этом отчасти и кроется причина агрессивности человечества? Человек себя превозмогает, пересиливает, переламывает, стремясь к победе над собой и своей ленью. Но лень – это всего лишь естественная реакция на неестественные действия. Фридрих Ницше писал когда-то: «Утомительные усилия – это недостаток; Бог совсем не похож на героя. (По моим понятиям: лёгкая поступь – вот первый признак божественности.)» В хорошо известной поговорке, акцент ошибочно ставиться на первой части: «тяжело в учении». Гораздо привлекательнее вторая часть: «легко в бою». К тому же, существует огромная разница между физическими усилиями, которые нас угнетают, и физическим напряжением, приносящим ощущение удовлетворения. В культуре духа, которую сформировали традиции Пути Воина, проявлены знания и опыт, развивающие способность следовать естественности стремлений. Не противоречить естественному потоку перемен, а двигаться, используя естественность его течения. Китайская мудрость гласит: «Когда люди осуществят свой путь, путь Неба осуществится сам собой».

Мы рассмотрели некоторые качества и свойства, которые формируются в культуре воинского духа.

С тоской и сожалением смотрю в сторону современного школьного образования. В нём присутствует какое-то обучение морали и многократное наполнение информацией, но почему в нём практически нет образования культуры духа? Разве в этом нет необходимости? И разве наша цивилизация не имеет такой возможности?  Кто или что этому мешают? Оставим вопросы открытыми и пойдём дальше, двигаясь по Пути Воина.

Боевое искусство, как искусство жизни, несёт в себе культуру тела, духа и действия. Остановившись на культуре тела и духа, посмотрим теперь в сторону культуры действия. Культура действия взращивает осмысленное и осознанное отношение к совершению жизненных шагов. Культура действия разворачивается, на Пути Воина, в искусство стратегии. Стратегии, которую известный синолог Владимир Малявин, определяет как: «науку и искусство максимально эффективного действия, наиболее действенного действия». Стратегию, в которой эффективность и действенность, предполагает природность и естественность.

«Путь стратегии – Путь природы» (Миямото Мусаси)

Чтобы очертить круг искусства стратегии, бросим несколько камешков в воду и посмотрим, как расходятся круги на воде.

Осознание животного начала

По-прежнему, на Земле человек остаётся самым страшным хищником. Межвидовую и внутривидовую борьбу никто не отменял.

И на планете мы – доминирующий вид.

Вот тут на днях, взял, и уничтожил цивилизацию муравьёв. Операция «Шок и трепет»! У них практически не было никаких шансов. Я их давил в битве при Кухне и топил в Ванном сражении. Погибли сотни. И представьте, мои дорогие плотоядные соплеменники, вполне вероятно, что погибшие были разумными существами. О муравьях написано более двадцати тысяч книг и добрая их половина утверждает, что эти существа разумны. И, всё же, прочь сомнения. Отстоим родное жизненное пространство в войне с иноразумными захватчиками! Шок  и трепет! Ножки «Буша» и тёплый протеин!

Конечно, моя битва выглядит как гротеск. Но в ней проявилась моя животная суть. Как часто в жизни мы не осознаём своего животного начала. Живём так, как будто мы всегда разумны. И всё что мы делаем, как будто бы исходит из нашего разума.

Во все времена на Пути Воина вставала преграда – необходимость осознания зверя, живущего внутри. И так как речь идёт о воинском пути, то зверя жестокого и кровожадного. Помните, как описывает Николай Гумилёв историю зулусского воина:

«С той поры я всегда наготове,

По ночам мне не хочется спать,

Много, много мне надобно крови,

Чтобы жажду мою утолять.

За большими, как тучи горами,

По болотам близ устья реки

Я арабам, торговцам рабами,

Выпускал ассагаем кишки.

И спускался я к бурам в равнины

Принести на просторы лесов

Восемь ран, украшений мужчины,

И одиннадцать вражьих голов».

В наш гуманный век это звучит ужасно. Но и в наше гуманное время, и тем более в настоящее время, необходимо различать животное и человеческое, дикие инстинкты и величие разума, дикое и разумное.

…ой, а кто это сейчас кричал на моего соседа…

Простые вопросы – простые ответы.

Всегда нужно знать себя, знать противника и изменяться в соответствии с обстановкой» (Чень Чансин «Основные понятия тай-цзи цюань»).

Кто мы? Где мы? Куда идём? Что делаем? Почему мы это делаем?

Попадая на поля сражения, неплохо бы определиться, где мы находимся, чего хотим, и что происходит. Если мы не определяемся, то всё происходит неопределённо.

Кому-то может показаться, что это происходит само собой, и что каждый так всегда и делает. В таком случае можно попробовать протестировать самого себя, ответив на простой вопрос: «Что вы хотите?».

Простые вопросы подразумевают простые ответы. Иногда мы стремимся к деньгам, или хотим наладить какое-то дело. Но когда мы реализуем наше желание, то в придачу к нему получаем такой образ жизни, что, деньги теряют смысл, да и дело не в радость. А если дело не в радость – оно для нас обречёно.

Что хотим – то и имеем.

И заметьте, речь идёт о стратегии, а не о том, как заработать много денег.

Билл Гейтс самый богатый человек планеты. И что? Что из того? А вы что хотите?

Любое действие может стать искусством, если приобретает стратегию. И наоборот, может превратиться в неосознанное функционирование, если человек становится агрегатом финансовой сети, как трансформатор энергетических сетей.

Махая мечом на полях сражений, люди иногда превращаются в берсерков, теряя понимание того, что они делают. Деньги ради денег. Бизнес ради бизнеса. Где человек? Где трансформатор? Или мы – берсерки, потерявшие ощущения окружающего мира?

Поэтому Мусаси рекомендует: «Не допускайте неискренности в мыслях». Иначе победа может обернуться поражением.

Не определяясь на поле битвы в простых вопросах относительно противника, мы рискуем быть неадекватными. И тогда, в какой-то момент, может придти понимание, что наше поле битвы, на самом деле – поле чудес в стране дураков.

Постоянно происходят события, и ситуация вокруг нас меняется. Если мы в состоянии, время от времени, задавать самим себе простые вопросы, то на них мы найдём простые ответы, которые позволят нашей стратегии состояться.

Боевая дистанция

Есть древний (конкретно древний – античный) спартанский анекдот: Один молодой боец пожаловался бывалому воину, что его меч коротковат и в бою, ему трудно достать противника. На что тот ответил: “ Подойди на один шаг ближе! ”

Нет плохих взаимоотношений – есть неправильно выбранная боевая дистанция. При условии, что наши слова, эмоции, действия – не просто отражение нашей животной рефлексии. Если в бою мы осознанны и если, задав самим себе простые вопросы, мы получаем простые ответы.

Шаг вперёд – шаг назад. Прилипая и откатываясь. Контролируя боевую дистанцию, мы контролируем поединок.

Поединок не как противоборство, а как взаимодействие с кем-то, с событиями, с миром.

Точка опоры

Стратегическая высота, или правильная расстановка войск, мастерство в боевом искусстве, или умение войти в нужное психологическое состояние – разное может стать опорой на пути к победе. Находя опору для одного шага, мы ищем, на что опереться – делая следующий. И, если мы снова нашли опору – для нас становится возможным, перевернуть мир.

Но как находить опору для устойчивого шага?

Человек опирается на землю. И обычно, в этом надёжная опора. Но представьте воина, который вступает в свой последний бой. Ему недостаточно надёжнее упереться в землю. И он опирается на качество своего духа, и через это его шаг становится опорным. Воин делает свой шаг навстречу с битвой.

Представьте влюблённого, дух которого трепещет перед цветком его сердца. В чём ему найти опору? Он опирается на силу любви и делает шаг к своему цветку.

Та опора, которую мы находим в земле, может исчезнуть, когда наш путь пролегает через зыбкий песок.

Опора на незыблемое – зыбка.

Опора на зыбкое – незыблема.

Поэтому, мудрый полагается на неопределённость.

«Тот, кто старается всё предвидеть, теряет бдительность» (древнекитайский канон «Тридцать шесть стратагем»).

Такуан Сохо в своей книге «Письма мастера дзен - мастеру фехтования» приводит такую

метафору: «Бросьте тыкву в воду, и она будет качаться на волнах».

Пусть кто-нибудь попробует запихнуть её в воду, она тут же неожиданно вынырнет в другом месте. Уж таково её качество – оставаться непотопляемой. Если не загонять себя в жёсткую логичность ума, и сохранять внимательную чуткость сознания, то путь сам определит свою непотопляемую опору. И тогда, как говорит Бронислав Виногродский: «нас невозможно сбить с Пути – нам пофигу куда идти».

Договор Митры

Во все времена воины заключали военные союзы для достижения общей цели. Для получения прибыли, заключаются договора и сегодня. Когда евреи, известные своей торговой стратегией, «бьют по рукам» и говорят «мазл», их договор имеет большую силу, чем договор, оформленный на бумаге. Эта традиция уходит своими корнями в глубокую древность. В те времена, когда договор понимался не только, как внешнее, формальное обязательство, но, прежде всего, как космический принцип.

В зороастризме за соблюдением договора следил Митра. Он был не только богом договора, но почитался и как бог-воин, сражающийся на стороне праведного, верного договору и безжалостно уничтожавший вероломных нарушителей соглашений, и лгунов. Поклонение Митре вышло за пределы иранского мира и легло в основу многих рыцарских сообществ. Например, сакских рыцарей – ассабара. Митраизм был, также, религией римских легионеров. Древние воители хорошо понимали, что является залогом победы. Воины, сражающиеся на стороне правды, тоже могут проиграть, но их боевой потенциал значительно усиливается, если они сражаются за правое дело.

Неопределённо заключая договора, или, вовсе не соблюдая соглашений, мы можем где-то выиграть, но потом обязательно проиграем. Точно аукнется – так уж устроена вселенная!

«Так в чём сила, американец? Думаешь в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. А я считаю, что в правде. У кого, правда, тот и сильней» (к/ф «Брат – 2»).

Безмятежность

Однажды Рим был осаждён. Вражеский лагерь стоял близ города на земле, принадлежавшей некоему римлянину. Но, вдруг, неожиданно он скончался. В связи с этим, принадлежащая ему земля была выставлена на регулярных земельных торгах. Этот участок продавался по той же высокой цене, по которой стоили земли около столицы империи. Кроме того, римляне демонстративно отправили часть войск в подкрепление легионерам, сражающимся на северо-западе империи.

Ну что, действительно, суетиться и рефлексировать на что попало. Жить, как пугливая лань или лаять, уподобляясь нервной собачонке.

«В котле с кипящей водой нет холодного места» (Чаньская поговорка)

Определитесь в том, что вы можете потерять. Определитесь, с чем вы ведёте войну. Определитесь в своём войске. Лао Цзы сказал: «Я не имею армии, поэтому я непобедим».  И если это так, то безмятежность приходит сама собой.

Принятие решения

Суть принятия решения – это выбор – делать или не делать шаг.

И это одно из самых сложных действий. Это гораздо сложнее, чем, скажем, копать землю или рубить дрова. Поэтому способность принимать решение так ценно в человеческом обществе. Гораздо проще встать в строй, и пусть другие принимают решение. Брать на себя ответственность, находить решение и, самое главное, делать выбор – действие, требующее особых качеств. Эти качества либо бывают врождённые, либо взращиваются в культуре духа. Помните, мы о них уже вели разговор – решимость, концентрация, осознание чувств, спокойствие мысли, естественность стремлений.

Чем более отточенный меч – тем точёнее принятое решение.

Чем ниже культура духа – тем более принятие решения напоминает первобытное махание дубиной.

Но не стоит тупить меч, вырубая им проход в неприступных скалах.

Древняя китайская поговорка учит: «из тридцати шести военных приёмов бегство – наилучший».

А, Мао Цзэдун, в своих принципах военной стратегии написал: «Часто случается так, что, отдавая территорию, на самом деле сохраняешь её за собой».

Когда, принимая решение, мы застреваем в принятии решения, то нужно выбрать любое, и оно будет правильным. Всё, что делается Всевышним – делается во благо.

Самурай принимает решение за семь вдохов и выдохов. Если за это время не удаётся разглядеть суть происходящего, то значит принятие решения вне нашей компетенции. В таком случае решение принимается сердцем, и оно будет истинным.

Круги разошлись по воде, и какие-то образы отразились на глади спокойного озера.

Путь Воина прошёл многими дорогами человеческой цивилизации. В этом Пути сегодня собрано огромное наследие нашей цивилизации. Тот, кто решается идти этим Путём, становится художником, рисующим картину собственной жизни. Насколько, идущий постигает искусство жить, на столько красивым и изящным получается изображение на его холсте.

«Человек должен или сам быть произведением искусства, или носить на себе произведение искусства»

(Оскар Уайльд).

И всё же не будем забывать, что это искусство – боевое. И, что Путь Воина – это Путь смерти. Каждый раз, когда воин выходит из дома – он идёт умирать, потому, что каждая минута может оказаться последней.

К сожалению, и сегодня боевое искусство, продолжает оставаться актуальным в своём, прямом назначении. Воинское искусство по-прежнему востребовано на Земле, на планете – на которой люди убивают людей. В США, в стране, которая сегодня побеждает во внутривидовой борьбе и служит образцом благополучного образа жизни – дикая  криминальная статистика. В 2001 году в среднем ежедневно были зарегистрированы 44 случая убийств, 248 изнасилований, 26 случаев мести, то есть каждые 2,7секунды совершалось одно преступление. В результате этих преступлений: 15980 человек погибли, 90491 – подверглись изнасилованию (Ричард Кармона, Министерство здравоохранения США). Так что всем, кто хочет мира, не мешает подготовиться к войне.

Конечно, прямого мордобоя стало значительно меньше, чем в дикие времена, или чем в Китае - в эпоху воюющих царств. Но пусть это не вводит вас в заблуждение, это не потому, что человечество стало настолько гуманней. Просто в двадцатом веке, когти и зубы стали такие, что не очень-то развернёшься. Поэтому и войны стали более сутевые. Глубина стратегии и тонкости тактики сегодня применяются в битве за ресурс, за власть и влияние. А сами баталии переместились с поля брани на финансовые, информационные, идеологические, лингвистические и прочие поля.

Пришло время иных сражений.

Достаточно посмотреть на то, как недавно, в бескровной битве, пала коммунистическая империя.

Не затерялась ли в этих новых условиях тропа, по которой пролегает Путь Воина.

Если мы занимаемся алгеброй, тригонометрией, или «булевой» логикой, то всё равно продолжаем заниматься математикой. Традиция это не гербарий, который вешается на стенку. Традиция подобна зерну, которое, попадая в плодородную почву, взрастает, отражая опыт новых условий роста.

Путешествуя по Пути Воина, совершим небольшую экскурсию на поле сражения современной войны.

В бизнесе, как в бою

Прошли те времена, когда для рыцаря или самурая считалось позором заниматься ростовщичеством. Это раньше, самурай заходил в лавку за покупками и бросал продавцу кошелёк с деньгами, не считая, сколько там – жалкие гроши или целое состояние. Самураи вообще искренне презирали всё, что связано с добыванием и приумножением денег. А признаком хорошего воспитания считалось незнание достоинства различных монет. Сегодняшние потомки славных боевых традиций хорошо понимают где, на каких полях, разворачиваются главные сражения. Статистика упрямо твердит, что в своём личном капитале всё больше «самураев» переваливает за миллиардный рубеж. Японцы скупают крупные корпорации по всему миру. Даже здание Пентагона, американцам приходится арендовать у тех, кто им когда-то капитулировал. Может быть, всё это потому, что японцы в бизнесе, как на войне? Может быть, действительно, стратегия боя и культура духа столь эффективны в деловой плоскости?

«Если вы постигнете Путь стратегии, для вас не останется непонятного…. Вы будете видеть Путь во всём», - пишет Миямото Мусаси. В деловых кругах страны восходящего солнца считается хорошим тоном, время от времени, почитывать его книгу – руководство по стратегии в боевом искусстве. Это яркий пример того, что понимание стратегии может быть намного шире собственно технических аспектов военной науки. Вникая в её суть, можно найти ключ к успеху не только в бизнесе, но и в личных отношениях, и в простых житейских делах. «Если вы одолели одного человека, вы одолеете кого угодно в мире. Дух победы один и тот же в десяти миллионах поединков» (Мусаси).

Конечно, сегодня трудно, прогуливаясь по улице, встретить кого-нибудь с мечом на поясе. И, слава богу, не так актуально колотить друг друга в битве за жизнь. Но, по-прежнему,  боевое искусство движений тела, владения мечом, управления войском – может привнести в нашу жизнь новые грани понимания. И придать осознания стратегии нашего собственного Пути.

Завершить эту прогулку по Пути Воина, мне бы хотелось, у образа одного из тех, кто прошёл по этому Пути. Пусть это будет Сунь Лутан, великий мудрец и прославленный мастер боевых искусств. И пусть его слова прозвучат заключительным аккордом, как монумент на Пути Воина:

«Мудрец вмещает в себя исконную энергию Неба и Земли, следует своей природе и совершенствуется в Пути, а потому его тело – словно девятислойные небеса и прекрасная яшма. Волнение не проникает в его сердце, каждая его мысль – чистый образ небесной правды, и каждое его движение – действие небесного Пути. Вот почему, он способен всюду поспевать без усилий, всего добиваться без раздумий и безупречно претворять Срединный Путь. Истина кулачного искусства сливается воедино с путём великих мудрецов. Пусть учащиеся усердно претворяют её!

Моя правда есть то, что не может быть и не может не быть».

Владимир Марусич

 

Международная Конференция


ПОИСК ПО САЙТУ

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ


Партнеры

Туроператор "Sunsara Travel"

Планетарное око "jurta.info"

ООФ "Вымпел-гарант"

Международная ассоциация офицеров специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью «ЦЕНТР»

"Федерация Кунг-Фу Москвы"


Видео категории


Warning: Creating default object from empty value in /home/users/r/rsbik/domains/rsbi.kz/modules/mod_hwd_vs_categories/mod_hwd_vs_categories.php on line 84

Warning: Creating default object from empty value in /home/users/r/rsbik/domains/rsbi.kz/modules/mod_hwd_vs_categories/mod_hwd_vs_categories.php on line 84

Warning: Creating default object from empty value in /home/users/r/rsbik/domains/rsbi.kz/modules/mod_hwd_vs_categories/mod_hwd_vs_categories.php on line 84

Warning: Creating default object from empty value in /home/users/r/rsbik/domains/rsbi.kz/modules/mod_hwd_vs_categories/mod_hwd_vs_categories.php on line 84

Warning: Creating default object from empty value in /home/users/r/rsbik/domains/rsbi.kz/modules/mod_hwd_vs_categories/mod_hwd_vs_categories.php on line 84

Warning: Creating default object from empty value in /home/users/r/rsbik/domains/rsbi.kz/modules/mod_hwd_vs_categories/mod_hwd_vs_categories.php on line 84

Warning: Creating default object from empty value in /home/users/r/rsbik/domains/rsbi.kz/modules/mod_hwd_vs_categories/mod_hwd_vs_categories.php on line 84

Warning: Creating default object from empty value in /home/users/r/rsbik/domains/rsbi.kz/modules/mod_hwd_vs_categories/mod_hwd_vs_categories.php on line 84

Warning: Creating default object from empty value in /home/users/r/rsbik/domains/rsbi.kz/modules/mod_hwd_vs_categories/mod_hwd_vs_categories.php on line 84

Warning: Creating default object from empty value in /home/users/r/rsbik/domains/rsbi.kz/modules/mod_hwd_vs_categories/mod_hwd_vs_categories.php on line 84
Combat Games-2010Академия боевых...Боец Азии 2010Восточные...Западные боевые...Золотой ПоясЗрелищные...Казахстан MMAКунг-фуХапкидо от...

Информационные партнеры

Российский Союз боевых искусств